Реферат Общие сведения о языке программирования Qbasic, Рефераты, Программирование и комп-ры скачать книги, тексты, рефераты, шпаргалки, вопросы к экзаменам, referat, реферат скачать, читать

Последние рефераты



Turbo C++ Programer`s guide
читать реферат | скачать реферат

TCP/IP
читать реферат | скачать реферат

Табличный процессор Excel 97
читать реферат | скачать реферат

Система рейтингового контроля знаний
читать реферат | скачать реферат

Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее, будущее
читать реферат | скачать реферат

Десятично-двоичный сумматор
читать реферат | скачать реферат

Системы управления базами данных
читать реферат | скачать реферат

Структуры Данных и Абстракции Данных
читать реферат | скачать реферат

Структура файловой системы Linux и UNIX
читать реферат | скачать реферат

Структура и основные компоненты вычислительной системы
читать реферат | скачать реферат



Реферат Общие сведения о языке программирования Qbasic

скачать реферат Общие сведения о языке программирования Qbasic

Раздел: Рефераты >> Программирование и комп-ры


Общие сведения о языке программирования QBASIC

Общие сведения об языке программирования
Qbasic
        Язык QBASIC (Beginner's All-purpose Instruction Code) разработан Джоном Кимини и Томасом Куртцем в Дартмутском колледже, США, в середине 1960 г.
        QBASIC занимает  особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих, и средства программирования на QBASIC до сих пор включаются в комплект поставки ПК, - как обязательный  элемент технологии.
        Вот некоторый достоинства QBASIC (с точки зрения массового пользователя)n        простота синтаксиса;
n        простота организации данных и управляющих структур;
n        большое число встроенных команд и функций, позволяющих без труда выполнять такие операции, как управление текстовым и графическим экраном, обработка символьных строк и т.п.)
        Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания(Shift +F5).

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ  ВЫРАЖЕНИЯ

     Программа на языке Бейсик записывается в виде последовательности символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, арабские цифры, знаки препинания (, ; : " ' ?) , знаки операций (* / - + < > <= >= = <> .), специальные символы (% & ! # $ ).
    Для обозначения исходных данных и результатов вычислений употребляются переменные.
    Последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы, называется  идентификатором или именем переменной.
    Числа в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой  в десятичных дробях пишется точка: 0, - 17, 0.25, - 34.85.
    Переменные и числа  - это простейшие частные случаи выражения. Более сложные выражения строятся из чисел и переменных с помощью знаков сложения, вычитания, умножения, деления,  возведения в степень.  , , *, /, ^.
   При вычислении значений выражений действуют обычные правила старшинства  операций1)         возведение в степень - ^
2)         умножение, деление *, /
3) сложение, вычитание +, -
  Действия в арифметических выражениях выполняют слева направо в зависимости от их приоритета. Для

Общие сведения о языке программирования QBASIC

того, чтобы изменить естественный порядок действий используются круглые скобки. Выражения в круглых скобках выполняются в первую очередь.
    В выражении могут быть использованы следующие встроенные функции      ABS ( х)  - модуль х         х
     SQR ( х)  - корень квадратный из х   ( х ).
     INT ( х ) - целая часть х
     SIN  ( х) - синус х (аргументом служит радианная мера угла)
     COS ( х ) - косинус х
     TAN ( x ) - тангенс х
     ATN ( x ) - арктангенс х
     LOG ( x )  - натуральный логарифм х
     EXP ( x ) - экспонента х
     SGN (x) - определение знака числа х
        
        Например. Записать по правилам Бейсика математические выражения

1)              X2 +2X-5.12                        (X^2+2*X-5.12)/(X^2+12.51)
           X2+12.51

2)          COS(X) - SIN(X)                     (COS(X)-SIN(X))/(ABS(COS(X)+SIN(X)))
         | COS(X) + SIN(X)|

Упражнения

1. Какие из следующих последовательностей символов являются идентификаторами, а какие нет.
     
а) Х                б) Х1             в) Х              г) Х1Х2         д) AB          е) ABCD      
ж) SIN            з) SIN ( Х )   и) А-1      к) 2А              л) MAX15

2. Записать по правилам Бейсика следующие выраженияа)                              б) 1+ Х + Х2    в)  1+ Х+ 1+Х   г) А+В                                                2              

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                                               C+D  
                                                                                                                                                                                                 

д)     A+B -1,7                    е)  1,2-9,8Х                  ж)   Х2 + Y2  +100    
                                                1-Y(54,264-Х)                        (2Х+50,2)    
           E+F+0,5                
                                                                                                                                                                                                                                                                 

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                                                                             
        

3. Переписать следующие выражения, записанные по правилам Бейсика, в традиционной математической формеа) А+B/ (C+D) - ( A+B) / C+D                б) A*B/ (C+D) - (C - D)/ B*(A+B)
в) 1+SQR (COS (Х+Y)/ 2)                       г) 2.56 + АВS ( Х^2-Y^6)
д) INT (Х*5.234 - А*(Х+Y))

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА-ВЫВОДА

I Оператор присваивания      имеет общий вид                                           имя другой переменной                                                                              
     имя переменной=    арифметические выражения                                                  
                                          число
                                                                                           
         В результате выполнения оператора присваивания переменной, стоящей слева от знака равенства присваивается значение другой переменной или значение арифметического выражения или численное значение. Для того, чтобы оператор присваивания мог быть выполним, необходимо, чтобы все переменные в выражении имели некоторые  значения , были заданы выше.

ПРИМЕРЫ                1. А=0          2. С=2             3. А=2  :  В=3
           

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                                                  В=С                С= (А+В)^ 2/5

УПРАЖНЕНИЯ
1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания а) А=В             б) А*Х+B=C      в) Z=Z+1       д)  Y=Y      e)  - Y=Y

2. Задать в виде оператора присваивания следующие действияа) переменной Z присвоить значение, равное полусумме значений переменных
 Х и Y.
б) удвоить значение переменной А,
в) значение переменной Х увеличить на 0.1,
г) изменить знак значения переменной Y.

3. Задать с помощью операторов присваивания следующие действияа) переменной А присвоить значение разности, а переменной В-полусуммы значений переменных Х и Y.
б) переменой А присвоить значение удвоенного произведения значений переменных Х и Y, а переменной В значение 0.

4)         Даны Х, Y      получить    Х-Y            X=2,57    Y=-5,379
                                                 1+Х*Y

Операторы  ввода-вывода

Оператор ввода с клавиатуры INPUT ["текст";] X1, [X2, X3... XN]
[ ] - обозначают, что параметры, стоящие в них не обязательны;
X1, X2, ... XN - имена переменных или идентификаторы.
        В результате выполнения этого оператора на экране появится текст, а переменным X1, X2, ... XN  будут заданы значения с клавиатуры.

Операторы блока данных

READ X1,X2,X3, ... XN     где X1,X2,..XN - это имена переменных
DATA C1, C2, C3, ... CN        C1, C2, ... CN - это значения
        В результате выполнения этих операторов переменная X1 получит значение C1, X2 примет значение C2...
Замечание! Оператор DATA может стоять в любом месте программы. Считывать данные из хранилища DATA можно с помощью нескольких операторов READ.
        Оператор RESTORE возвращает считывание данных на начало.

Оператор вывода на экран
PRINT S1[ ;S2; S3 ...]
где S1, S2 ... SN - списки
Списки

Общие сведения о языке программирования QBASIC

это 1)         имя переменной, значение которой необходимо вывести на печать;
2)         арифметическое выражение, значение которого необходимо вывести на печать;
3)         текст, заключенный в кавычки.
        Разделителем между списками может быть1)         , - списки отделяются друг от друга шагом табуляции, равным 8 пробелам;
2)         ; - списки печатаются вплотную друг к другу.
        Для управления выводом используют специальный оператор                        LOCATE X,Y
где  X  - номер строки экрана 1<=X<= 24 , Y - номер столбца экрана 1<=Y<= 80.
Этот оператор указывает место для печати.
Задачи
Написать программу для вычисления функции1) Y=,где Х=.  Ответ вывести в  виде  ответ=Yпри Х=X                                      

2) Y=,      где       А=- 5.25,       В=,     С=
Ответ вывести в виде: Y=Y  
пропуск 2 строк
А=АВ=ВС=С

3) Y=,      где В=Sin, Х любое
Ответ вывести в виде:              
Y=Y
пропуск 2 строк
 Х=Х
4)         Y    где Х= (723,3/200,2)2 ,  Z=(53.2/41.3)3
Ответ вывести в виде Y=Y
пропуск 2 строк
X=X        Z=Z

5)Y= ,   где X=Sin2 |Z|+0.5Z ;  A=2CosZ+1/(SinZ+2), где Z любое
Ответ вывести в видеY=Y
пропуск строки
X=X A=A
6)Y=Cos, Z=Sin  ,X*

Ответ вывести в виде Y=Y      Z=Z  в 10-ой позиции 12-ой строки.
7)Даны действительные числа Х,У. Не пользуясь никакими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить за минимальное количество операцийа)3Х2У2-2ХУ2-7Х2У-4У2+15ХУ+2Х2-3Х+10У+6
б)1-2Х+3Х2-4Х3              в)1+2Х+3Х2+4Х3             г)2Х4-3Х2+4Х2-5Х+6

Операторы перехода
        Операторы условного перехода реализуют на языке программирования алгоритмическую конструкцию ветвления.
        Ветвление - это такая форма организации действий, при которой выполнение или иного действия зависит от выполнения или невыполнение некоторого условия.
Условие - это логическое выражение, содержащее знаки сравнения   и логические операции.(см. табл.)

знаки сравнениялогические операции= равно=ANDлогическое "и" (пересечение)< меньше<ORлогическое "или" (объединение)> больше>NOT"не" (отрицание)<=меньше или равно<=  >=больше или равно>=  <> не равно<>          
        Таблица действия логических функций (таблица истинности), где a и b -логические выражения.
ABNOT aNOT ba AND ba OR bTRUETRUEFALSEFALSETRUETRUETRUEFALSEFALSETRUEFALSETRUEFALSETRUETRUEFALSEFALSETRUEFALSEFALSETRUETRUEFALSEFALSE
        Пример записи логического выражения: a + b > c AND d <> 8 .
        Логическая операция NOT (отрицание) выполняется над простым логическим выражением:           NOT ( a> b )
Логическое выражение принимает одно из двух значений: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Эти выражения применяются в операторах ветвления и цикла.
        Существующий приоритет выполнения операций поддерживается и здесьсначала выполняются операции в скобках, затем логическое умножение, логическое сложение
Примеры записей логических выраженийматематическая записьзапись на языке Бейсик( X>0 ) и (Y<0 )( X>0 ) AND (Y<0 )-2<= X <=2(X>=-2 ) AND (Y<= 2 ) X<0 и X>10( X<0 ) OR (X>10 )Принят следующий приоритет логических и арифметических операцийn        операции в скобках;
n        операция NOT ;
n        операции AND, /, * ;
n        операции

Общие сведения о языке программирования QBASIC

OR, +, - ;
n        операции отношения.
        Упражнения
1.         Вычислить значение логического выражения
а) Х2 -У2 <=12 при Х=0 и У=-1          б) NOT ((X*Y) OR (Y >X) при X=4, Y=1
2.         Написать логические выражения, которые имеют значение истинна лишь при выполнении указанных условийа)  X>0 и Y>0                                    Y не является MAX (X, Y, Z)
б) неверно, что X>0                           X, Y, Z равны между собой
в) 2< X < 20                                        точка с координатами X, Y принадлежит 1-                                                        
                                                          ой четверти

Операторы перехода разделяются на две группыоператоры безусловного перехода и операторы условного перехода.

Оператор  безусловного перехода.
        Он служит для перехода из одной строки программы к другой, помеченной номером или меткой.

        Общий вид оператора:                   GOTO N

где  N - номер строки или метки оператора, на который происходит переход в программе.
Примеры1.            X=3                                         2.     GOTO   W
      GOTO 7                                             . . .
      Y=2*X                                        W   PRINT "решение получено"
   7 Z=5*X

Операторы условного перехода
Существуют две формы ветвления: полная и неполная.

        Соответственно существуют и два вида операторов: полной и неполной альтернативы.
I.         Полная альтернатива (предусмотрены команды в ветви "ДА" и в ветви "НЕТ").
1)         Линейная форма записи (оператор записывается в одной строке)
                Условие выполняется  "ДА"

  IF условие THEN блок операторов 1 ELSE блок операторов 2

                        Условие не выполняется "НЕТ"

Работа оператора: в зависимости от того выполняется или не выполняется условие (условие - логическое выражение, которое может содержать знаки сравнения и логические операции). Если  условие истинно, то выполняется блок операторов 1, если условие ложно, то выполняется блок операторов 2.

ПРИМЕР:  IF A=1 THEN PRINT "ДА" ELSE PRINT "НЕТ"
                  PRINT "КОНЕЦ"
Здесь операторы работают следующим образомn        если условие А=1 "ИСТИННО", то выполняются операторы PRINT "ДА" и PRINT "КОНЕЦ";
n        если условие А=1 "ЛОЖНО", то выполняются операторы PRINT"НЕТ" и PRINT "КОНЕЦ".

2)         Блочная форма записиIF условие THEN                                 ПРИМЕР        блок операторов                       CLS: INPUT a
        ветви "ДА"                                 IF a=1 THEN
ELSE                                                         PRINT "работает ветвь ДА  "
        блок операторов                           PRINT a
        ветви "НЕТ"                               ELSE
END IF                                                      PRINT "работает ветвь НЕТ"
                             

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                                    PRINT a
                                                             END IF

II. Условный оператор неполной альтернативыIF условие THEN блок операторов

Примеры решения задач.
Пример 1.Определить наибольшее из двух чисел Х и У, введенных клавиатуры.
CLS: INPUT " ";X, Y
IF X > Y THEN
            PRINT "НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО X="; X
ELSE
            PRINT "НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛОY=";Y
END IF
END
Пример 2. Вычислите Функцию для любого значения Х.
             X2 +4X-7  , X<=-2      CLS: INPUT "введите X";X
 Y=<                                           IF X<=-2 THEN
             X2-3X+12 , X>2                  Y=X^2+4*X-7
                                                   ELSE
                                                           Y=X^2-3*X+12
                                                   END IF
                                                   PRINT "ФУНКЦИЯ =";У;" при Х=";Х
                                                   END

Пример 3. Вычислите функцию У=3Х2 -5Х+12 на отрезке (-3,3) с шагом 1.
CLS: PRINT "Y", "X"
X=-3
4 Y=3*X^2-5*X+12
PRINT Y,X
X=X+1
IF X<3 THEN GOTO 4
END
Пример 4. Вычислите сумму целых чисел от 10 до 20
S =10+11+12+...+20
CLS: S=0: X=10
5 S=S+X
X=X+1
IF X<=20 THEN GOTO 5
PRINT "сумма = ";S
END
Пример 5. Вычислите произведение нечетных чисел от 15 до 30  
Р= 15*17*19*...*29
CLS:P=1:X=15
7 P=P*X
X=X+2
IF X<30 THEN GOTO 7
PRINT "произведение =

Общие сведения о языке программирования QBASIC

";P
END

Циклы.
        В языке QBASIC предусмотрено два основных способа организации цикловn        повторение блока команд заданное количество (число) раз (цикл со счетчиком);
n        циклическое повторение блока команд, пока выполняется (или не выполняется) некоторое условие.

Цикл со счетчиком (FOR... NEXT) ДЛЯ... СЛЕДУЮЩИЙ

        Оператор цикла реализует алгоритмическую конструкцию, в которой определенные действия повторяются многократно.

Общий вид оператора цикла со счетчикомFOR  K=K1   TO   K2 STEP  K3   - заголовок цикла
     -   тело цикла   -
NEXT K                                          - конец цикла

        Здесь FOR  - имя оператора (переводится "для"); К - переменная (обычно целого типа), называемая переменная управления циклом ; К1, К2, К3 - начальное, конечное значения и шаг изменения величины К соответственно, могут быть представлены любыми арифметическими выражениями; ТО, SТЕР - переводится - "до", "шаг"; тело цикла - любые операторы языка Бейсик;   NEXT -  оператор (переводится "следующий").
        Совместная работа операторов и  определяется схемойгде
                                      K < K2,  если K3 > 0
  < условие  >  =      <
                                      K > K2 ,если  K3 < 0

Иначе говоря, операторы FOR и NEXT обеспечивают изменение значения К от К1 до К2 с шагом К3 и выполнение оператора (операторов), заключенных между FOR и NEXT, при каждом значении К.

Ограничения1.         Изменять значение величин К1, К2, К3 в процессе выполнения операторов FOR и NEXT не рекомендуется.
2.         Вход в цикл, минуя оператор FOR, в Бейсике запрещен.
        
Примеры решения задач

Пример 1. Выведите на экран в столбик целые числа от 1 до 10.
CLS
FOR J=1 TO 10 STEP 1
PRINT J
NEXT J
END

Пример 2. Вычислите сумму целых чисел от 1 до 10
CLS: S=0
FOR I=1 TO 10 STEP 1
S=S+I
NEXT I
PRINT " "; S
END

Пример 3.

Общие сведения о языке программирования QBASIC

Вычислите значение функции   y=2X2-3X+5 на отрезке (-3, 3) с шагом 1,5
CLS : PRINT "Y"; "X"
FOR X=-3 TO 3 STEP 1.5
Y=2*X^2-3*X+5
PRINT Y,X
NEXT X
END

Пример 4. Вычислите сумму S=  2+4+ ...+2 N , если  N вводится с клавиатуры    CLS : S=0
INPUT «введите « N»;  N
FOR  I = 1 TO N
S=S + 2 *N
NEXT I
PRINT «сумма = «; S
END

Пример 5  Выведите слово  «IBM» 10 раз, чтобы получилась диагональ
CLS
FOR K =5  TO 15
LOCATE  K, K
PRINT « IBM»            
NEXT  K
END

Цикл WHILE...  WEND (ПОКА...  КОНЕЦ)

        Конструкция WHILE...  WEND (ПОКА... КОНЕЦ) позволяет выполнять блок команд до тех пор, пока значение выражения, заданного в WHILE - "Истина".
Общий вид оператора

WHILE логическое выражение
-- блок команд
WEND
        Работа операторов может определяться следующей схемой                                                                НЕТ        
                

                                                
                                                ДА

        После завершения цикла управление передается команде, следующей за WEND.
        Если при проверке условия окажется, что значение логического выражения - "Ложь", блок команд не будет выполнен ни разу.
        С помощью WHILE...  WEND можно организовать вложенные циклы - каждый со своими WHILE...  WEND.
Ограничение: из этой конструкции нельзя выйти "досрочно", т.е. до завершения работы оператора.
Примеры решения задач.
CLS : I=1
WHILE I < 5
 PRINT "I=" ; I;
 I=I+1
WEND
        На экране будет :   I=1 I=2 I=3 I=4

Задачи по теме "Условный оператор" и "Оператор цикла"

1.Найти наибольшее из чисел (х+у)/2 и (х+у/2)для любых чисел х и у.
2.         Вычислить значения функций для любых Х и Z
а)Y= (X-15)/(x-6) ;   б) Y= 2X-5/(7Z-4X);

             X2+5X-14,  если  X<-2
с)  Y= <
              3X2-7X   ,   если X>=-2
г)            5X2+4X-21 ,  если X < -7
    Y=<
              2X2-3X   ,   если X>=-7
д)            X+Z , если X<10 и Z>5
     Y=    X*Z в остальных случаях
3.         Заданы длины сторон треугольника - А, В, С, Определить, является ли треугольник равнобедренным.
4.         Составить программу, выводящую на экран первые десять натуральных чисел.
5.         Составить программу, печатающую таблицу квадратов первых десяти целых чисел в центре чистого экрана.
6.         Вычислить значения функции
а)  Y= 5*X2 -4X+11      на отрезке (-5,5) с шагом 1,5;

б)             X2-2*X+3, если X<0
        Y= <                                  на отрезке  (-7, 7) с шагом 1;
                X-18+12,  если X>=0
в)              SIN(X),   если X<=0
       Y= <  SIN(X)+COS(X),  если 0<X<3
                 COS(X),  если X>=3;
на отрезке (-6, 6) с шагом 0,5.

7.         Выведите в столбик ряд натуральных чисел от 1 до 10.

8.         Выведите на экран в столбик четные числа от 1 до 20.

9.         Выведите на экран в строку нечетные числа от 15 до 20.

10.         Найдитеа) сумму целых чисел от 10 до 20;
б) произведение целых чисел от 20 до 20;
в) сумму нечетных чисел от 20 до 40;
г)произведение целых чисел от 20 до 40;
д) сумму четных чисел от 1 до 20;
е) произведение четных чисел от 1 до 20.

11.         Выведите на экран 10 раз слово "PENTIUM" по диагонали.

12.         Дна последовательность чисел, введенная с клавиатуры. Найдите сумму отрицательных членов этой последовательности и произведение положительных, количество отрицательных и положительных.

13.         Составьте программу, выводящую на экрана) движение "*" по первой строке экрана;
б) движение "*" по последнему столбцу экрана;
в) движение "*" по диагонали.

14.         Вычислите суммы, если N  вводится с клавиатурыа)   1       1              1                 б)    1         1                

Общие сведения о языке программирования QBASIC

  1
    15 +   25  + ... + N5 ;                    (3)2 + (5)2 + ... + (2N+1)2      ;

15.         Вычислите произведения, если А и вводятся с клавиатурыа)      1          1           1                   ;                
    (1+12)*(1+22)...(1+N2)
б) A*(A-N)*(A-2N)...(A-N*N);        в)    2*4*6*...*2*N .

16.         Определить является ли произвольное число кратныма) двум;           б) трем;          в) пяти.
17.         Выведите на экран простые числа в диапазоне
а)   от 1 до 20  ;       б)  от 20 до 100.
18.         Определить является произвольное число простым.

Строковые переменные

        В языке Бейсик существует возможность обработки не только числовых, но текстовых, символьных данных. Для этого используют символьные (или строковые, литерные) константы, переменные и выражения.
        Символьная константа - это строка символов, заключенная в кавычки. Значением константы является последовательность составляющих ее символов не считая кавычек. Два идущих подряд знака кавычек задают пустую символьную строку, не содержащую ни одного символа.
        У символьной переменной есть имя, которое заканчивается знаком $, и значение в виде строки символов.
        Для строк определена операция сравнения: строки считаются равными, если их длины равны и коды всех символов попарно совпадают. Если одна из строк совпадает с началом другой (но короче ее), то она меньше. В остальных случаях все решает код первого несовпадающего символа - меньше та строка, у которой он меньше.
        Операции, производимые над строковыми переменными
а) присвоение текстовой константы                       A$="СТРОКА СИМВОЛОВ"
                      T$=""  - очистка строки
б) печать значений строковых переменных                       PRINT A$, T$

в) склейка двух строк                                

Общие сведения о языке программирования QBASIC

         T$=A$+B$
                                         P$="СЛОВО: "+P$
                                         C$="СКЛЕЙКА"+" "+"СТРОК"
г) ввод значений строковых переменных с клавиатуры                                      INPUT A$, B$
- при вводе строку можно не заключать в кавычки.

        Основные функции работы с символьными переменными   VAL(A$) - перевод строки в число;
CHR$(L) - выдает символ по коду данного числа;
ASC(S$) - выдает код первого символа строки
  SRT$(K) - преобразует число в символьную строку, которая является записью в виде последовательности десятичных цифр;
  LEN(F$) - выдает длину символьного выражения;
  LEFT$( F$, N) - вырезает заданное количество символов слева;
  RIGHT$  (F$, N) - вырезает заданное количество символов справа;
MID$(F$, N1, N2) - вырезка из строки заданного количества символов с заданного символа

Примеры решения задач.

Пример 1. Подсчитать, сколько раз среди символов заданной строки встречается буква "F".
CLS
INPUT "Введите строку - ";S$
K=0
FOR I=1 TO LEN(S$)
IF MID$(S$, I, 1)="F" THEN K=K+1
NEXT I
PRINT "Буква F встретилась ";K;" раз(а) "
END

Пример 2 . Составить программу, которая печатает заданное слово задом наперед.
CLS
INPUT "Введите слово - ";S$
FOR I=LEN(S$) TO 1 STEP -1
PRINT MID$(S$, I, 1);
NEXT I
END

Пример 3. Выдать номер позиции заданной строки, в которой впервые встречается буква "в". Если такой буквы в строке нет, выдать сообщение об этом.
CLS: INPUT "Введите строку - ";S$
K=0
FOR I=1 TO LEN(S$)
IF MID$(S$, I, 1)="в" THEN 80
NEXT I
PRINT "Буквы в нет в заданной строке"
GOTO 90
80 PRINT "Первая буква в встретилась в "; I ; " -й позиции"
90 END

Задачи на работу с символьными переменными

1.        Подсчитать сколько раз среди символов заданной строки встречается буква «F».
2.        Составить программу, которая печатает заданное слово задом наперед.
3.        Подсчитать количество цифр в заданной строке.
4.        Подсчитать количество слогов в слове.
5.        Проверить, является ли заданное слово палиндромом  («перевертышем», как слова КАЗАК, ШАЛАШ и т.д.)
6.        Среди натуральных чисел от 1 до n найти все такие, запись которых совпадает с последними цифрами записи их

Общие сведения о языке программирования QBASIC

квадратов (5 и 25, 6 и 36, 25 и 625 и т.д.)
7.        Выдать номер позиции заданной строки, в которой впервые встречается буква «в». Если такой буквы в строке нет, выдать сообщение об этом.
8.        Выдать номер позиции заданной строки, в которой в пятый раз встречается буква «W». Если такой позиции нет, выдать сообщение об этом.
9.        В заданной строке подсчитать отдельно количество символов «а» и «b».
10.        Из заданной строки получить новую, заменив все запятые на точки. Распечатать полученную строку.
11.        Из заданной строки получить новую, выбросив из нее все точки. Распечатать полученную строку.
12.        Из заданной строки получить новую, удалив все звездочки («*») и повторив каждый символ, отличный от звездочки. Распечатать полученную. строку.
13.        Из заданной  строки получить новую, заменив в ней все символы после первой звездочки («*») знаком «-«  (если в строке нет звездочек, оставить ее без изменения). Распечатать полученную строку.
14.        Из заданной строки получить новую, удалив из нее все двоеточия, предшествующие первой точке, и заменив в ней все знаки «+» после первой точки знаком - (если в строке нет точек, добавьте одну в конце). Распечатать полученную строку.
15.        В заданной строке поменять местами первую букву а и первую букву       b . Если хотя бы одной из них нет, напечатать сообщение, иначе распечатать полученную строку.
16.        Определить наименьшую длину слова в заданной строке (считать, что слова отделяются друг от друга пробелами).
17.        Из заданной строки выделить подстроку длиной 5 знаков (либо до конца строки, если осталось меньше), которая начинается с первой встретившейся в строке буквы f . Распечатать эту подстроку или сообщение о том, что ее нет.
18.        В заданной строке первый символ- заглавная латинская буква. Если это       К , О ,   D , заменить ее соответствующей строчной буквой. Распечатать полученную строку.
19.        В заданной строке подсчитать количество букв латинского алфавита.
20.        Из заданной строки получить новую, удалив все символы, не являющиеся буквами латинского алфавита.
21.        В заданной строке преобразовать все заглавные буквы латинского алфавита в строчные, а строчные в заглавные.
22.        Из заданной строки получить новую, удалив все группы букв abcd .
23.        Из заданной строки получить новую, заметив все группы букв abc на abcd .
24.        Подсчитать, сколько слов в заданной строке оканчивается буквой я , если известно, что после слова обязательно стоит пробел, либо точка.
25.        Даны натуральное число n, символы s1,...sn. Преобразовать последовательность s1,...sn, , заменив в ней   а) все восклицательные знаки точками;
   б) каждую точку многоточием (т.е. тремя точками);
   в) каждую из групп стоящих рядом точек одной точкой;
   г) каждую из групп стоящих рядом точек многоточием (т.е. тремя точками).
26.         Даны натуральное число n, символы s1,...sn. Выяснить, имеются ли в последовательности s1,...sn такие члены последовательности sj,sj+1, что sj - это запятая, а sj+1 - тире.
27.         Даны натуральное число n, символы s1,...sn. Получить первое натуральное j, для которого каждый из символов sj и sj+1 совпадает с буквой а. Если такой пары символов в последовательности s1,...sn нет, то ответом должно быть число 0.

Массивы

        В математике принято сходные по характеру величины обозначать одним общим именем, а различать их по индексу. Например, члены какой- либо последовательности можно обозначить следующим образом                           А1, А2 , ....  , А n
   имя                                             индекс
Аналогично поступают в Бейсике
                          А(1)    А(2)   ...    А(N)

     имя массива                         индекс в круглых скобках
        Массив - это совокупность переменных обозначенных общим  именем и различаемых с помощью индексов, которые записываются в круглых скобках после имени массива.
     DIM           Английское слово (дименшн) означает массив
        Оператор

Общие сведения о языке программирования QBASIC

DIM используется для того, чтобы указать общее количество переменных в массиве. Это необходимо для рационального распределения памяти компьютера.

        
Объявление массива
        DIM A(7)         количество переменных в массиве (элементов            
                                  в массиве)
Общее имя                          Исполнение оператора DIM заключается
элементов массива          в том, что в памяти компьютера образуется
                                        массив переменных.
      А(0)  А(1) А(2)  А(3)  А(4)  А(5)  А(6)  А(7)  
А        
Ограничение: массив нельзя объявлять дважды, поэтому следует объявлять массивы в начальных строках программы и не возвращаться в эти строки с помощью оператора GOTO.
        Каждый элемент массива обладает1)         именем                  Х(5)
2)         индексом                                        место в памяти, отведенное
3)         значением                3,2                  под данный элемент массива

Ввод элементов массива может осуществляться несколькими способами1) DIM A (5)
   A(0)=4:  A(I)=-2.5:  (3)=10:  A(4)=0:  A(5)=6:  A(2)=3
  Этот способ ввода удобен, когда массив небольшой
2)Ввод элементов массива с клавиатуры
   DIM А(9)
   FOR I=0 TO 9
   INPUT A(I)
   NEXT I
3) DIM B (6)
   DATA 0, -2, 1, 5, 8, 5, 6. 26
   FOR N=0 TO 6
   READ B (N)
   NEXT N
Вывод элементов массива можно осуществлять в строку и в столбик1) DIM A(3)
  PRINT A(0), A(I), A(2), A(3)
  Этот способ вывода удобен, когда массив небольшой
2) DIM A(10)
   FOR I=0 TO 9
   PRINT A(I)
 NEXT I

Основные приемы при решении задач с применением массивов

Пример 1. Дан массив из 10 элементов. Найти сумму элементов массива
   DIM A (9)
  S=0
  FOR N=0 TO 9
 

Общие сведения о языке программирования QBASIC

S=S+A(N)
  NEXT N
  PRINT сумма=;S

Пример 2. Найти минимальный элемент массива и индекс этого минимального  элемента
   DIM L (9)
   MIN=L(0): K=0
   FOR I=1 TO 9
   IF MIN>L(I) THEN MIN=L(I):K=I
   NEXT I
   PRINT минимум; MIN

Пример 3. Даны 2 массива А(9), В(9). Получить массив, каждый элемент которого равен сумме соответствующих элементов данных массивов
   DIM A(9), B(9), C(9)
  FOR I=0 TO 9
   C(I)=A(I)+B(I): PRINT C(I)
   NEXT I
СОРТИРОВКА  МАССИВА ПО ВОЗРАСТАНИЮ
1 СПОСОБ (метод пузырька)               2 СПОСОБ (метод сортировки      DIM A(9)                                                                                     простым способом).
   CLS                                                                       DIM A(9)
   FOR  i = 0 TO 9                                                    PRINT “Введите 10 элементов”
INPUT A (i)                                                          FOR i=0 TO 9
NEXT i                                                                  INPUT A(i)
FOR  i = 0 TO 9                                                     NEXT i
FOR  y = 9 TO i STEP - 1            

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                         FOR i=0 TO 9
   IF A (y) >A(y-1) THEN GOTO 20                        P=A(i) : K=i
m = A (y)                                                               FOR y=i+1 TO 9
A (y) = A (y-1) : A (y-1) = m                                IF A(y)>P THEN GOTO 50
20 NEXT y                                                                P=A(y):K=y
NEXT i                                                            50 NEXT y
FOR i=0 TO 9                                                       A(K)=A(i):A(i)=P
PRINT А(i)                                              NEXT i
    NEXT i                                                    PRINT    “Отсортированные элементы”
                                                                     FOR i=0 TO 9
                                                                     PRINT A(i)
                     

Общие сведения о языке программирования QBASIC

                                               NEXT i
                                                                     END
                                                                               
3 способ (метод простого включения)
DIM  A  (10), В(9)
PRINT “Введите 10 элементов”
FOR i=0 TO 9
INPUT B (i)
NEXT i
FOR i=1 TO 10
A(i)=B(i-1)
NEXT i
FOR i=1 TO 10
P=A(I):Y=I-1
40IF  P<A(Y) AND Y>0 THEN  A(Y+1)=A(Y):Y=Y-1:GOTO 40
A(Y+1)=P
NEXT i
PRINT “Отсортированные элементы”
FOR i=1 TO 10
PRINT A (i)
NEXT i
END

Задачи на использование цикла при обработке массивов.
1.        Вывести положительные элементы массива Х(k), затем отрицательные элементы массива У(m) и количество выведенных чисел.
2.        Даны k и массив X(k). Найти сумму.
   (X1-P)2+(X2-P)2+...+(Xk-P)2,  где  Р=Х1+Х2+...+Хk)/k.
3.         Даны m и массив Х   ( m ). Найти произведение.
   (2+Х21)*(2+Х22)*...*(2+Х2m).
4. Найти номер элемента массива Х(k), ближайшего к С, где
   С=(Х1+Х2+...+Хk)/k
5.         Даны С, m и массив Т(m). Найти число элементов массива Т, меньших С, а для элементов, больших С, найти их среднее арифметическое.
6.         Для массива Т(m) найти число элементов, больших предыдущего элемента, а для тех, которые меньше, найти их среднее арифметическое.
7.         Найти номер наименьшего положительного элемента массива Х(m).
8.         Для массива Х(m) напечатать сумму, произведение и номера положительных элементов после последнего нулевого элемента.
9.         Даны k и массив Т(k). Найти сумму и количество элементов в массиве Т после первого нулевого элемента.
10.         Даны m и массив А (m). Напечатать сумму отрицательных элементов массива А после первого нулевого элемента.
11.         Даны m, координаты ХА,УА пункта А и в массиве К из 2m чисел координаты Х1, У1, Х2,У2,...,Хm,Ym пунктов В1, В2,...,Вm. Вывести номер и координаты пункта В наиболее удаленного от пункта А.
12.         Найти общее количество нулевых элементов в массивах Х(m), У(k).
13.         Образовать и вывести массив Т из неотрицательных элементов массива  Х(m). Напечатать число элементов в массиве Т.
14.         Вывести четные по значению среди положительных элементов массива Х(m), начиная с первого положительного элемента.
15.         Удвоить наибольший элемент массива Х(m) и напечатать измененный массив.
16.         Вывести ненулевые элементы массива Х(m) и их произведение.
17.         Найти сумму и количество нечетных по значению элементов массива Х(m).
18.         Образовать массив Т из ненулевых элементов массива Х(m). Затем вывести массив Т и количество элементов в нем.
19.         В массиве Т(m) заменить нулевые элементы наибольшим элементом.
20.         В массиве Х(m) найти сумму и количество элементов между первым и последним нулевым элементами.
21.         Поменять местами наибольший и наименьший элементы массива Т(m).
22.         В массиве Х(m) найти общее число элементов до первого и после последнего нулевых элементов.
23.         Сколько элементов в массиве Х(m) после второго нулевого элемента.
24.         Из элементов массивов Х(m) и У(m) образовать массив
   Н(Х1,У1,Х2,У2,..., Х(m), У(m) из 2m элементов.
25.         Округлить элементы массива Х(m) до ближайшего целого.
26.         Из элементов массивов Х(m), У(k) образовать массив
    Н((Х1,Х2,Х3,..., Хm, У1,У2,У3,...,Уk)   из m+k элементов.
27.         Найти номер второго нулевого элемента массива Х(m).
28.         Найти номер предпоследнего нулевого элемента массива Х(m).
29.         Переставить элементы массива Х(m)  в обратном порядке, т.е. Хm,...,X2,Х1.
30.         В массиве Х(m) найти число элементов между первым и вторым нулевыми элементами.
31.         Сколько в массиве Т(m) элементов, меньших суммы

Общие сведения о языке программирования QBASIC

всех элементов?
32.         В массиве Т(m) нулевые элементы заменить суммой всех элементов.
33.       &nbs

Также в разделе:
Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г
Рефераты >> Программирование и комп-ры
Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г примерный перечень экзаменационных вопросов ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ Автоматизированных Информационных Систем 1.        Что представляют собой автоматизированные информационные системы управления (АИСУ) и каковы цели их...

читать реферат Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г | скачать реферат Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г
Работа с документами
Рефераты >> Программирование и комп-ры
Работа с документами Пятигорский Государственный Технологический Университет РЕФЕРАТ на тему«Автоматизация, обработка документов, распознавание документов» Выполнил:                                                    ...

читать реферат Работа с документами | скачать реферат Работа с документами
Передающее устройство систем телеизмерения
Рефераты >> Программирование и комп-ры
Передающее устройство систем телеизмерения Содержание 1 Введение        2 2 Назначение и область применения        4 3 Технические характеристики        4 4 Структурная схема...

читать реферат Передающее устройство систем телеизмерения | скачать реферат Передающее устройство систем телеизмерения
Быстрые алгоритмы сортировки
Рефераты >> Программирование и комп-ры
Быстрые алгоритмы сортировки МІНІСТЕРСТВО НАУКИ І ОСВІТИ УКРАЇНИ Херсонський Державний Педагогічний Університет Фізико-математичний факультет Кафедра інформаційних технологій Швидкі алгоритми сортування Курсова робота Виконавець...

читать реферат Быстрые алгоритмы сортировки | скачать реферат Быстрые алгоритмы сортировки
Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее, будущее
Рефераты >> Программирование и комп-ры
Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее, будущее Суперкомпьютеры : прошлое, настоящее и будущее реферат студента 5 курса Гатчина 1998 годВпервые термин "суперЭВМ" был использован в начале 60-х годов, когда группа специалистов Иллинойского университета (США) под руководством доктора Д. Слотника предложила идею реализации первой в...

читать реферат Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее, будущее | скачать реферат Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее, будущее


Источник рефератов - сайт BankReferatov.ru